Синоптики обещают сново зиму,а я хочу весну. Хочу слышать трели птиц,возвращающихся с юга. Словно темные силы,что-то тормозит наступление весны... Ах ,к чему бы это ? "Они".. Что это? Кто это?
Автор: admin
Сколько себя помнят японцы, они всегда жили бок о бок со злыми демонами: упоминания об этих созданиях есть в древнейших исторических сводах страны Восходящего солнца. Впрочем, от этой напасти дотошные жители островов нашли действенное лекарство…

Существующие представления о потустороннем мире японцы получили от буддийских проповедников в шестом веке. Они узнали, что существует ад, в котором верховенствует Эмма-о – повелитель демонов и судья мертвых. Эмма-о правит подземным царством. Ему подчиняются восемнадцать военачальников и мириады óни – демонов, которые забирают души грешников.

Фрагмент свитка «Эмма-о, царь загробного мира». Художник Kikuchi Yosai (1788–1878). MFA (Boston, USA)

Со временем японцы расширили полномочия демонов. В японских сказках и легендах повествуется о том, что они охотятся не столько за душами грешников, сколько за живыми людьми. Все катаклизмы – землятресения, наводнения, эпидемии, связанные с гибелью людей, приписывали желанию чертей погубить как можно больше душ. В этом японские óни мало чем отличаются от европейских чертей. Злобные, коварные, любящие человеческую плоть создания, которые только тем и озабочены, как бы затащить невинную душу в буддийский ад – дзигоку.

В старину (а, возможно, и до сих пор) японцы верили, что дзигоку находится где-то в районе современной территории России. Старинное обозначение северо-востока звучит по-японски как «кимон», то есть «ворота, через которые проходят черти». Эту часть света японцы считали местом обитания демонических сил. Еще одно древнее название северо-востока «ushitora» состоит из двух иероглифов: «ushi» – бык, «tora» – тигр. Видимо поэтому óни часто изображались с рогами и в тигровой шкуре.

Внешность у японских óни малопривлекательна – это огромные красные, синие либо желтые чудища с трехпалыми лапами. Основным оружием óни является канабо – огромная палица либо острая палка.

Нэцкэ «Óни с палицей», высота 8,1 см. Мастер неизвестен, XVIII в. LACMA (Los Angeles, USA) ex-Bushell
Демона-óни практически невозможно убить: отрубленные части его тела тут же прирастают обратно. Однако японцы нашли несколько действенных способов усмирения этих злобных тварей. Во-первых, в борьбе с óни очень часто помогает смекалка. Множество сказок и легенд рассказывают о том, как герои с помощью несложных ухищрений и «заговаривания зубов» обводили чертей вокруг пальца.

Во-вторых, японцы вот уже одиннадцать веков каждый год всенародно занимаются изгнанием демонов. Таким образом они отмечают приход весны. День изгнания демонов – Сецибун приходится на ночь с 3 на 4 февраля. Считается, что это поворотное время, когда два начала мироздания – инь и ян вступают в фазу открытого конфликта, что чревато появлением болезней и несчастий. В избавлении от этих напастей помогают жареные бобы и довольно специфический амулет. Он состоит из веточки вечнозеленого колючего кустарника османтус, на которую насажена голова селедки-иваси. Считается, что злые духи не переносят резкого запаха османтуса в сочетании с ароматом сушеной селедки.

Но самое действенное средство борьбы с óни – обряд «мамэ-маки», в ходе которого разбрасываются жареные соевые бобы. Доподлинно известно, что эта традиция зародилась во времена правления императора Уда (конец IX века). Появление обряда зафиксировано в древних сводах, где записано, что однажды в столице появился злой дух, сошедший с горы Курама. Этот демон вызвал эпидемию, которая унесла немало жизней. Семь ученых монахов в течение 749 дней возносили молитвы, а затем откупились от «духа» жареными бобами.

Нэцкэ «Они, забрасываемый бобами», высота 3,4 см. Мастер Ueda Kohosai, пер. Мэйдзи. LACMA (Los Angeles, USA) ex-Bushell

Этот обряд и сегодня проводят практически в каждой японской семье. Хозяин дома первым начинает разбрасывать бобы, поджаренные на очистительном огне. Затем к действу присоединяется вся семья. Ведь бобы нужно разбросать по всем комнатам, уделяя особое внимание темным углам – излюбленным местам обитания чертей. Затем открывают окна и двери и выбрасывают часть бобов наружу, чтобы всякая нечисть, увлекшись поеданием бобов, забыла дорогу в этот дом. Разбрасывание бобов сопровождается криками всех домочадцев: «Они ва сото, фуку ва ути» – «Черти – вон, счастье – в дом». Обряд заканчивается тем, что каждый член семьи съедает столько бобов, сколько он прожил на белом свете, отводя таким образом несчастья и болезни, плюс один боб, призывая здоровье и счастье на весь грядущий год. Все синтоистские и буддийские храмы собирают в этот день огромные толпы людей.

Священный обряд превращается в веселую суматоху, когда из храма в толпу выбегают «черти», и за ними гоняются монахи, забрасывая их соевыми бобами из деревянных коробочек. Затем монахи возвращаются в храм и с помощью уважаемых гостей, выбранных как «человек года» – «тоси-отоко», швыряют бобы в народ. Люди стараются поймать падающие на них бобы, поднимают их прямо с земли, стараясь набрать количество бобов в соответствии со своим возрастом, и тут же съедают их.

Нэцкэ-кагамибута «Они, бегущий от бобов», диаметр 4,5 см. Мастер неизвестен, пер. Эдо-Мэйдзи. MFA (Boston, USA)
Надо признать что среди этой вредной породы есть весьма симпатичные экземпляры!